Блин, смотрю на билеты по КСЕ, - плохо становится , там тааакой ужас , а ещё какие-то масонские знаки на обложке методички…
Песец …
Как представлю сколько учить … А три предыдущие сессии я думал, что начну новую жизнь, и буду ходить на все лекции. Сейчас я и не задумываюсь об этом …
Кстати, я буду менеджером в сфере рекламы)
Песец …
Как представлю сколько учить … А три предыдущие сессии я думал, что начну новую жизнь, и буду ходить на все лекции. Сейчас я и не задумываюсь об этом …
Кстати, я буду менеджером в сфере рекламы)
1. Наука и ее место в культуре.
2. Проблема “двух культур”. Основные идеи книги Ч.П. Сноу “Две культуры”.
3. Понятия сциентизма и антисциентизма.
и т.д.
А у вас Тимошевский ведёт?
1. Наука и ее место в культуре. могу скинуть)если еще надо
Контрольные вопросы для подготовки к экзамену
1. Наука и ее место в культуре.
2. Проблема “двух культур”. Основные идеи книги Ч.П. Сноу “Две культуры”.
3. Понятия сциентизма и антисциентизма.
4. Структура науки. Основные разделы науки.
5. Понятие естествознания. Критерии естественнонаучного знания.
6. Особенности современного естествознания.
7. Научная теория, ее основания и структура.
8. Научное познание, его структура и основные методы.
9. Возникновение и становление науки: античная, средневековая и классическая наука.
10. Основные особенности современной неклассической науки.
11. Понятие постнеклассической науки.
12. Современная физическая картина мира.
13. Основные понятия и принципы современной физической науки: структурность и системность, поле и вещество, редукционизм и наглядность.
14. Развитие физических представлений о пространстве и времени.
15. Понятие относительности.
16. Классический принцип относительности.
17. Основные принципы теории относительности А. Эйнштейна.
18. Основные понятия квантовой механики.
19. Понятие физических взаимодействий и их основные виды.
20. Причинность в физике. Понятие динамических и статистических закономерностей.
21. Принцип симметрии. Типы симметрии и их соподчиненность.
22. Понятия принципов соответствия, дополнительности и суперпозиции.
23. Основные принципы термодинамики.
24. Современная математическая картина мира. Понятие фрактала.
25. Проблема происхождения Вселенной.
26. Солнечная система и ее происхождение.
27. Синергетика. Неравновесные системы и проблема самоорганизации материи.
28. Основные идеи книги И. Пригожина и И. Стенгерс “Порядок из хаоса”.
29. Современная химическая картина мира.
30. Современная биологическая картина мира.
31. Проблема происхождения и сущности жизни в современной науке.
32. Понятие эволюции. Теория эволюции Ч. Дарвина. Современные теории эволюции.
33. Генетика и ее основные понятия.
34. Проблема клонирования и современная биология.
35. Основные идеи книги В.П. Эфроимсона “Генетика этики и эстетики”. Критика идей В.П. Эфроимсона в работах А.А. Любищева.
36. Возникновение и эволюция Земли. Структура Земли. Понятие о биосфере.
37. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Основные идеи его книги “Размышления натуралиста”.
38. Человек и космос. Антропный принцип. Понятие космизма. Космизация современной науки.
39. Биосфера, человек, космос в концепции А.Л. Чижевского. Основные идеи его книги “Земное эхо солнечных бурь”.
40. Современная антропология, ее основные понятия и проблемы.
41. Проблема происхождения и эволюции человека в современной науке. Основные идеи книги П. Тейяра де Шардена «Феномен человека».
42. Основные идеи книги Б.Ф. Поршнева “О начале человеческой истории”.
43. Современная экология и ее проблемы. Понятия этологии и этнологии как отраслей современной науки.
44. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Основные идеи его книги “Этногенез и биосфера Земли”.
45. Сознание и бессознательное в современной науке. Физиология, психология, парапсихология.
46. Понятие измененных состояний сознания. Классическая и холотропная модели сознания. Трансперсональные измерения психики. Основные идеи книги С. Грофа “Путешествие в поисках себя”.
47. Трудности и парадоксы в развитии науки.
48. Основные идеи книги М. Борна “Моя жизнь и взгляды”.
49. Роль личности в развитии науки. Основные типы ученых.
50. Перспективы развития науки.
вот )) , а что у тебя есть ? )
3. Понятия сциентизма и антисциентизма.
4. Структура науки. Основные разделы науки.
7. Научная теория, ее основания и структура.
8. Научное познание, его структура и основные методы.
9. Возникновение и становление науки: античная, средневековая и классическая наука.
27. Синергетика. Неравновесные системы и проблема самоорганизации материи.
45. Сознание и бессознательное в современной науке.
49. Роль личности в развитии науки. Основные типы ученых.
50. Перспективы развития науки.
вот то что про науку попробуй поискать в докладе.
8. Научное познание, его структура и основные методы.
Специфика научного познания, его формы и методология.
Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах - в форме обыденного познания, познания художественного, религиозного, наконец, в форме научного познания. Первые три области познания рассматриваются в отличие от науки как вненаучные формы.
Но что же собой представляет наука? Можно сказать, что наука - это и итог познания мира, система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с целой системой организаций и учреждений.
Специфика научного познания:
1. Основная задача научного знания — обнаружение объективных законов действительности. НП стремиться вскрыть необходимые, объективные связи, которые фиксируются в качестве объективных законов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.
2. Непосредственная цель и высшая ценность НП — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного познания — объективность, устранение по возможности субъективистских моментов во многих случаях для реализации «чистоты» рассмотрения своего предмета.
3. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть руководством к действию по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами.
4. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или — что более характерно — искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.).
5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее. Кроме того, для науки характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких духовных средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика и другие общенаучные приемы и методы.
6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п.
Что же касается структуры научного познания, то в нем выделяются два уровня - эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Здесь преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п.
Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами обуславливает ту особенность, что объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Однако живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса.
Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании.
При всем различии и многообразии методов они могут быть разделены на несколько основных групп:
1. Всеобщие, философские методы, сфера применения которых наиболее широка. К их числу принадлежит и диалектико-материалистический метод.
2.Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках.
На эмпирическом: наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Эксперимент в отличие от наблюдения - это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов. + измерение и сравнение.
А теперь обратимся к методам познания, используемым на теоретическом уровне научного познания. Это, в частности, абстрагирование - метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких-то свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны. Результатом абстрагирования является выработка абстрактных понятий, характеризующих объекты с разных сторон. +метод акиом, метод гипотез.
На эмпирическом и в теоретическом. Значительная роль в обобщении результатов наблюдения и экспериментов принадлежит индукции (от лат. inductio - наведение), особому виду обобщения данных опыта. При индукции мысль исследователя движется от частного к общему. Противоположностью индукции является дедукция, движение мысли от общего к частному. В отличие от индукции, с которой дедукция тесно связана, она в основном используется на теоретическом уровне познания. +анализ и синтез, аналогия и моделирование.
3. Частные или специальные методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности. Это методы химии или физики, биологии или математики, методы металлообработки или строительного дела.
4. Наконец, особую группу методов образуют методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы.
http://www.bankreferatov.ru/db/M/BA...3256DFE00695472
http://www.yandex.ru/yandsearch?sty...%E3%E5%ED%E5%E7
http://slovari.yandex.ru/search.xml...%E3%E5%ED%E5%E7
В системе отличительных признаков науки главными являются: а) установка на исследование законов преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и объективность научного знания; б) выход науки за рамки предметных структур производства и обыденного опыта и изучение ею объектов относительно независимо от сегодняшних возможностей их производственного освоения (научные знания всегда относятся к широкому классу практических ситуаций настоящего и будущего, который никогда заранее не задан).
Наука ставит своей конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности (объект в исходном состоянии) в соответствующие продукты (объект в конечном состоянии). Это преобразование всегда определено сущностными связями, законами изменения и развития объектов, и сама деятельность может быть успешной только тогда, когда она согласуется с этими законами. Поэтому основная задача науки - выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты. Для науки главная функция - выходить за рамки предметных структур практики своей эпохи, раздвигая горизонты возможностей освоения человеком предметного мира.Две основные установки обеспечивают такую возможность: самоценность истины и ценность новизны. В науке неважны прошлые заслуга, важна лишь сущностная наполненность предлагаемой конц.
Признание науки социокультурным феноменом, позволяет понять сложный характер связи познания и практики. Представляя собой сферу социально значимой деятельности, познание вплетается в ткань процессов общественной жизни, испытывает с их стороны разного рода воздействия. Практика и общественное производство, являясь детерминантами развития познания, по-разному влияют на его эволюцию: востребованность науки в качестве непосредственной производительной силы, начиная со стадии машинного производства, приводит к оформлению механизма социального и технического заказа, обращенного к науке (в предельном случае он имеет характер прямого, строго заданного и юридически зафиксированного), тогда как на ранних стадиях общественного развития он (механизм детерминации) предельно усложнен, запутан, сакрализован, представая по-разному в различных типах цивилизаций. Античная культура стала прародительницей философии и науки, но особенности ее бытия, которые сделали ее таковой, сложились под влиянием уникальных социально-экономических, политических и антропологических факторов жизнедеятельности человека и общества. Идеал обоснованного и доказательного знания складывался в античной философии и науке под воздействием социальной практики полиса.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро становится проблема особенностей научного познания и соотношения с другими формами познавательной деятельности. Эта проблема в тоже время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность.Открываются новые возможности этоса науки: проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе.
СПАСИБО тебе агромное !!!
В конце 19-нач 20 вв. складываются альтернативные философско-мировоззренческие установки: сциентизм и антисциентизм. Эти позиции формируются на основании позитивной или негативной оценки научно-технического прогресса и в целом роли науки в жизни современного общества.
Сциентизм абсолютизирует значение науки. Управление производством, государством, стандарты образования и др. соц. Сферы, согласно сциентической позиции должны ориентироваться на научную методологию и формы организации науки. Общественный прогресс напрямую связывается с успехами в развитии научного знания, с реализацией теоретических достижений на практике. Оценивая науку как наивысшую ценность культуры, сциентизм под наукой понимает прежде всего естествознание. Методология естественных наук понимается как эталон познавательной деятельности. => области знания, не попадающие под стандарты естествознания, подвергаются жесткой дискредитации. К философским направлениям сциентической ориентации следует прежде всего отнести философию науки, определенной сциентической окрашенностью отличаются и другие направления – марксизм, психоанализ.
Антисциентизм, являясь оппозицией сциентизму, обращает внимание на негативные процессы в жизни человека и общества, порождаемые научно-техническим прогрессом и распространением естесвенно-научного мировоззрения. Растущее отчуждение и абсурдность жизни, возникновение глобальных экологических проблем и т.д.- все это антисциентизм рассматривает как результат внедрения науки во все сферы жизни. Согласно одному из наиболее сильных аргументов антисциентистов, научный прогресс не только не приводит к прогрессу этическому, напротив, способствует росту этического нигилизма. Антисциентизм выражается в реабилитации ненаучных форм познания (искусство, здравый смысл, мифология, религия). В философии антисциентизм наиболее ярко представлен в экзистенциализме, философии жизни, антропологии.
Сциентизм и антисциентизм представляют собой мировоззренческие позиции, проявляющиеся как в философии, так и вдругих сферах, например в обыденном сознании. В целом дилемма сциентизма-антисциентизма отражает раскол современной культуры на 2 альтернативные субкультуры: научно-техническую и художественно-гуманитарную. Главная проблема современного мировоззрения в том, чтобы признавая ценность науки не впасть в ее сциентическое обожествление
Проблема бессознательного – это проблема наличия скрытых детерминант сознания, т.е. зависимости содержания сознания от объективных по отношению к нему факторов, не представленных в опыте самого сознания, а потому бессознательных. Прояснить природу бессознательного и тем самым освободить людей от его диктата, расширить поле их свободы – такую смысложизненную трактовку этой проблемы давали многие мыслители и, прежде всего, Карл Маркс и Зигмунд Фрейд. Знаменитый венский психиатр, психолог и мыслитель З. Фрейд выделил бессознательное – особую психическую реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной мере контролирует сознание; а также реакцию вытеснения из сознание в бессознание отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической защиты. Отрицательные эмоции, нереализованные желания дают о себе знать в виде спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, странностей. По Фрейду, сны – особая форма жизни бессознательного, это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности. По Фрейду, личность разделена на Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-эго). Оно – сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения, она лишена сомнений, противоречий и отрицания. Все инстинкты и влечения Фрейд разделяет на 2 группы: 1) влечения Эго, инстинкты смерти (например, садизм), агрессии, разрушения 2) половые инстинкты, инстинкты жизни (инстинкты «эроса», например, эротическая любовь). Супер-эго – система внешних запретов и правил («внешняя цензура»: законы, запреты, мораль, культурные традиции). Эго – сознание человека, посредник между всеми компонентами психики. «Эго» пытается подчинить себе «Оно», но обычно «Оно» в скрытых или открытых формах подчиняет «Эго». Также «Супер-эго» - нормы и запреты – часто подчиняет «Эго». Таким образом «Эго» человека испытывает мощное давление с 3 сторон: бессознательного – «Оно», внешнего мира, нор и запретов – «Супер-эго). Заслуга Фрейда в том, что он выделил сферу бессознательного и подверг её профессиональному анализу. Но он явно преувеличил её роль в поведении нормального человека. На основе учения Фрейда возникло философское учение неофрейдизма.